Обмотка — важнейшая составляющая любого электромотора, устанавливаемого в электрические установки, представляющая электрическую цепь из витков провода. Именно здесь происходит процесс образования механической энергии из электрической. В обмотках проходит суммирование ЭДС (элекродвижущих сил) и образуется электрический ток, который при взаимодействии с магнитным полем способен создавать электромагнитные силы.
При сборке и ремонте технических устройств с электрическими моторами используются следующие виды обмоток:
- Однофазные. Используются в неподвижных частях электромоторов не синхронных однофазных установок с короткозамкнутым ротором.
- Трехфазные. Устанавливаются в неподвижных частях моторов трехфазных устройств (как синхронных, так и асинхронных), а также в подвижных частях асинхронных электромоторов с контактными кольцами.
Кроме этого различают:
- короткозамкнутые катушки для подвижных частей асинхронных моторов;
- катушки постоянного и переменного тока для якорей коллекторных моторов в однофазной цепи переменного и постоянного тока.
- возбуждающие обмотки для коллекторных и синхронных электромоторов.
В зависимости от особенностей строения устройств и технологии производства электрообмотки могут быть:
- стержневого типа;
- шаблонные;
- всыпные.
В неподвижных частях низковольтных электрических моторов устанавливают всыпные обмотки. Далее в зависимости от мощности выбирается, какая будет обмотка: однослойная или двухслойная. Однослойные могут использоваться при мощности оборудования менее 7 кВт, а двухслойные – при мощности до 10 кВт. Также они устанавливаются в роторах моторов мощностью до 100 кВт. Особенностью этого типа катушек является то, что их конструкция не предусматривает фиксированной формы и размеров. Процесс создания обмотки представляет собой всыпание по проводнику в паз сердечника.
Шаблонные катушки используются для электроустановок мощностью 10-100 кВт и статоров мощностью более 100 кВт. Изготавливаются из проводов круглого или квадратного сечения различных диаметров. Для проводников предусмотрена общая изоляция. Укладка осуществляется в полуоткрытые или открытые выемки. Такие катушки еще называют жесткими.
Стержневые катушки применяются для моторов мощностью более 100 кВт.
В электромоторах постоянного тока малой мощности (до 10 кВт) чаще всего устанавливаются катушки всыпного типа, которые прокладываются в полузакрытых пазах.
Для более мощных электродвигателей используются шаблонные катушки (многовитковые и одновитковые). В электроустановках большой мощности устанавливаются стержневые катушки. В этом случае катушка должна характеризоваться механической и электрической надежностью, также в ней должна быть предусмотрена дополнительная изоляция.
Специалисты с опытом могут с точностью определить тип моторов и тип катушек при перемотке двигателей и трансформаторов.