Перемотка электродвигателей – сложный процесс, включающий в себя замену обмотки статора, которая оказалась неисправной или поврежденной. Одним из методов перемотки электродвигателей с целью ремонта является метод «Славянка» – запатентованная профессором Н. В. Яловегой технология, в основе которой лежит применение дополнительных обмоток. В результате такой операции электрический мотор можно становится более энергоэффективным и менее шумным.
Особенности и виды перемотки
Метод Славянка является наиболее распространенным методом перемотки электродвигателей, который применяется сегодня при восстановлении асинхронных двигателей. Проводники при этом соединяются по строго заданной схеме, что позволяет не только сохранить, но даже улучшить исходные характеристики. Выделяют 2 способа перемотки:
- Параллельный тип. При таком способе исполнения основная обмотка укладывается в виде «звёздочки», а дополнительная — в виде «треугольника».
- Последовательный тип. Облегченный вариант, при котором используется пересчет совмещенной обмотки для перестроения ее на «треугольник». Чаще всего применяется для моторов, мощностью от 35 кВт и выше.
Между прочим, используя последовательное соединение фаз можно добиться улучшенных функциональных характеристик. При этом если обладать базовыми навыками, работу вполне можно вполне выполнить своими руками, не прибегая к помощи специалистов.
Пошаговая инструкция по перемотке моторов на Славянку
Важно понимаешь, что для перемотки своими руками потребуется затратить достаточно много времени. Для ускорения процесса лучше всего использовать специализированный станок для перемотки стартера, что в значительной степени облегчит процедуру. Работа включает в себя такие этапы:
- Демонтаж мотора, для чего аккуратно и последовательно разбирают основной корпус.
- Точно определяют сечение проводов, которые используются в качестве основной обмотки, а также высчитывают число витков.
- Внимательно подбирают проводники, которые наилучшим образом подходят в качестве дополнительной обмотки. Здесь лучше всего отдавать предпочтение проводам, которые имеют аналогичное сечение и уровень напряжения. Иначе мощность двигателя может снизиться, что недопустимо в принципе.
- Осторожно зачищают основные пазы с использованием мелкой наждачной бумаги.
Далее следует процесс заготовки дополнительной обмотки. Здесь лучше всего заблаговременно изготовить шаблон, для чего подойдет обыкновенная фанера, которая будет имитировать габариты исходного стартера. Если изначально обмотка является однослойной, что число витков для одной секции уменьшают ровно в 2 раза. Если же обмотка является двухслойной, то число витков можно не изменять.
Затем наступает этап по непосредственной обмотке, для чего используют схему последовательного совмещения фаз. Однако здесь важно очень точно и правильно сделать правильный перерасчет, используя такую формулу:
Zx=30×Z1/360×P; где 30 – сдвиг между обмотками, выраженный в электрических градусах;
Р – количество исходных слоев;
Zx – сдвиг в количестве пазов, от начала базовой обмотки.
К примеру, для мотора серии 4A90L2 расчет будет выглядеть таким образом: 30×24/360×1 = 2.
По окончании работы готовые элементы следует в обязательном порядке пропитать специальным лаком. После этого мастер «прозванивает» все элементы, чтобы убедиться в том, что работы выполнены правильно и корректно, контакты хорошие и разрывы отсутствуют.
Далее мастер дополнительно проверяет сопротивление, которое имеется между катушкой и корпусом. Следующий этап — тестовый запуск мотора, но только с использованием понижающего трансформатора. При работе мотор не должен нагреваться.
Выводы
Подводя итоги, отметим, что такая обмотка мотора позволяет намного экономнее расходовать электрическую энергию, защищая, в том числе от перегорания. Уникальность технологии заключается еще и в том, что ее можно использовать как на габаритных станочных механизмах, так и для оборудования малого типа. В целом после такой работы коэффициент полезного действия двигателя увеличивается на 40-45%.